Рубрики
Страны и регионы

«Русский дом» - русское слово, русская мысль, русская душа

7 марта 2010 - Администратор

В начале XX в. русские эмигранты были отрезаны от исторической родины, прервались связи с родственниками и соотечественниками в России, многие из них уехали без права возвращения и даже без права посещения родных мест. Россия отказалась от своих русских. Однако сами русские не смогли поступить в ответ так же - почти 70 лет они хранили Россию вне России; хранили русскую культуру, русское слово, русскую мысль.

 За рубежом открывались учебные учреждения, строились православные церкви, театры, создавались общественные организации, вписывались имена в мировую историю. Период белой эмиграции можно назвать золотым веком рождения «Русских домов» в Китае, Канаде, Франции, Австралии, Германии, Эстонии, Латвии.

Русские вне России не в изгнании, в - послании. Осталось богатое наследие, неоценимый вклад русской эмиграции в мировую культуру, культуру слова, театра, танца и многого другого.

Девяностые годы пробудили новые инициативы на основе открытия границ, движения новой волны эмиграции. Интернет, в том числе и на русском языке, расширил информационное пространство общения русских всех стран. Российский институт власти активизировал интерес к соотечественникам и русской истории вне России: на федеральном и муниципальном уровне открылись целые направления работы с соотечественниками посольства России за рубежом.

«Русские дома» вне России и другие общественные организации Русского зарубежья - это желание созидать на основе опыта предшественников, это стремление к самоопределению, это деятельность как соотечественников, так и иностранцев, полюбивших русскую культуру и русский язык. Во Франции, в Ницце, французы зарегистрировали общество «Русский дом», объединив любителей русского языка, в Австралии «Русским дом культуры берегут и развивают потомки белых эмигрантов, многие из которых не знают русского языка, зато помнят и чтут своих предков.

Первые русские эмигранты начала XX в., спасаясь от революции, шли в Европу через Эстонию. Многие русские осели в Эстонии, их связь с родиной прервалась. Европа вяло обсуждала вопросы правовой и физической защиты беженцев. В результате русская эмиграция еле выживала без работы, не доедая, имея ограниченные права. В условиях лихолетья русские стали сплачиваться на основе сохранения русского языка, православия, образования и культуры.

 Создавались общества, воскресные школы, издательства, приюты, театры. У инициаторов создания «Русского дома» появилось желание построить дом собираться и заниматься и русские, и их дети. И.С. Шмелев призывал соотечественников в Европе поддержать инициативу русских в Эстонии. Издательство «Русский дом» выпускало сувениры и открытки, издало листок-газету с одноименным названием. В пользу строительства «Русского дома» проводили культурные и общественные мероприятия. Однако мечта не сбылась, а в 1939 году все общественные организации были закрыты.

Спустя почти 60 лет родилась инициатива зарегистрировать юридически самостоятельное недоходное общество «Русский дом» в Эстонии - объединение общественных организаций, совместно реализующих проекты по сохранению и развитию духовных ценностей, этнической самобытности, русского языка, русской культуры для расширения возможностей диалога с исторической родиной, а также для диалога соотечественников в самой Эстонии и на международном пространстве. По-видимому, связь времен снова установилась, общество родилось в память о первом «Русском доме» в Эстонии, а само название «Русский дом» стало востребованным во всем мире, чем-то вроде народной дипломатии.

Долгосрочные соглашения о сотрудничестве объединяют современный «Русский дом» собществами и организациями, работающими в Эстонии в области культуры, науки, образования, благотворительности, среди которых «Русский молодежный театр», «Другой театр», Эстонское общество Давида Самойлова», «Объединение студентов Ида-Вирумаа», молодежное общество «Краски земли», художественная студия «Эксклюзив», общество ветеранов «Рубин», Благотворительное общество «Доброе Дело», «Таллинская Филармония», музыкальный центр «8 В1Т», «Нарвский симфонический оркестр», «Академия детства», «Эстонско-Российская палата предпринимателей», музыкальный молодежный портал «Zion Сlub».

«Русский дом» в Эстонии - зачем он нужен и чем известен? Известен он своей деятельностью и ее результатами: примерно по 20 проектов ежегодно. Начиналось все с осуществления выставочной программы: «Русские в Эстонии» (в ЦДХ Москвы были организованы и проведены выставки художественного, прикладного, детского и ювелирного творчества русских жителей Эстонии); выставка портрета князя Горчакова кисти Й.Кёлера из ГИМ России в Эстонском художественном музее; выставка «Друзья и Боги» в Пушкинском музее (Санкт-Петербург); выставки современной живописи Андрея Поздеева в ГИМ ЭР и выставка «Таллинн - Санкт-Петербург»; выставка работ Михаила Шемякина, современных художников Эстонии и России, Швеции, Германии и многие др.

Скорее всего, «Русский дом» - это точка на пути созидания в области культуры и общественной деятельности, о чем можно судить по преемственности проектов: от выставок к благотворительности, далее, к молодежным и детским проектам, затем к издательской деятельности и т.д. Пенсионеры Таллинна часто приходили на выставки, предлагали свою помощь - так появились благотворительные проекты для старшего поколения, ветеранов . ВОВ, пенсионеров и социально незащищенных слоев населения разного возраста. Особенно удачными проектами можно назвать спектакли и концерты ансамбля древнерусской музыки «Русичи», Брасс-ансамбля солистов оркестра Большого театра России «Каприз», Нарвского симфонического оркестра, Русского молодежного театра Таллинна.

Общественная организация в Эстонии может решать свои экономические проблемы лишь при поддержке фондов и благотворителей, и «Русский дом» здесь не исключение. Заявок на финансирование пишется много, положительных ответов мало. В основном бюджет организации формируется за счет спонсоров. Несколько крупных проектов удалось осуществить при содействии российских фондов - департаментов поддержки соотечественников МИД РФ и Правительства Москвы. Некоторые проекты поддержали эстонские учреждения - Интеграционный фонд, Министерство культуры,

Департамент культуры города Таллина. Интересно работать с европейскими, четко структурированными источниками финансирования. При поддержке европейского фонда «Молодежь» с 2004 по 2008 год «Русский дом» совместно со студенческими общественными объединениями города Тарту провели международный проект «Лицо России глазами молодых европейцев»: 60 студентов из восьми стран Евросоюза десять дней фотографировали, интервьюировали, собирали видеоматериалы о России в Москве и Петербурге. А затем в Петербурге и Таллине прошла фотовыставка юных фотографов по результатам проекта, был создан документаль¬ный фильм молодого кинорежиссера «Однажды в России» и подарочный альбом молодых авторов «Москва. Fotoproof».

Работа общественной организации зиждется на амбициях и противостоянии этим амбициям. Появление в работе «Русского дома» молодежных тем и самих представителей молодого поколения задвинули амбиции на дальний план. Можно проводить множество мероприятий, оторванных от действительности и с минимальным результатом воздействия на тех, кому предназначен проект, но «Русский дом» решил, что в основе успеха должны лежать работа в диалоге с государственными структурами страны и исследования восстребованности проекта. В 1990-х гг. в Эстонии выросло новое поколение - смелые, инициативные ребята со знанием нескольких языков.

Эти юные граждане страны - не эмигранты, они родились и выросли в Эстонской Республике и при этом не стесняются быть русскими, интересуются своей культурой и историей. Благодаря им родился проект проведения ежегодного исторического «Русского бала в Таллинне», с участием творческих русских молодежных коллективов Эстонии, в лучших традициях благотворительности, когда сбор от русского бала шел на пошив костюмов детскому танцевальному коллективу, поддерживались и поддерживаются выпускники Таллиннского детского дома, собираются пожертвования на строительство православного храма.

 Балы проходят по темам, с погружением в исторический период - времена Петра Первого, Екатерины Второй, Русский купеческий бал в стиле конца XIX века или Пушкинский бал. Погрузиться в эпоху помогают оркестровая музыка и танцевальные коллективы исторического танца. Проект бала оказался настолько успешным, что идея «экспортировалась» в близлежащие страны. Далеко за пределы Эстонии вышел еще один проект «Русского дома» - ежегодный конкурс юных художников «Краски земли».

Деятельность «Русского дома» немыслима без издательских проектов. Идеи изданий
приходят сами, предлагаются и осуществляются один-два раза в год. С 2004 года в библиотеки, школы, подарочные фонды общественных организаций Эстонии и России поступили издания  «Русского дома» - книга стихов Тютчева на эстонском и русском языках; альбом, посвященный Пюхтицкому Успенскому Ставропигиальному женскому монастырю; книга фронтового кинооператора С. Школьникова «Сквозь огонь и стужу»; музыкальные диски, в том числе «Метель» А. Пушкина и Г. Свиридова; документальный фильм - «Чашу непростой донести» - об истории православия в Эстонии.

Как бы не работала общественная организация, рано или поздно наступает необходимость проанализировать собственную деятельность, мысли, ответственность. В таких случаях большим подспорьем служат конференции и семинары, посвященные русской культуре за рубежом. Удалось провести два молодежных семинара - «Русской культуры в Эстонии нет! Или есть?» и «Зачем мы нужны в Эстонии?», а также две конференции - «Тютчевские чтения. Говорим по-русски» и «Русские дома» в мире - культурное наследие Русского зарубежья 1917-2007 годов» (к 80-летию регистрации первого «Русского дома» в Эстонии).

Вот таков, на первый взгляд, краткий отчет о деятельности «Русского дома в Эстонии», а строками которого стоят самопроверка и самоанализ. Эта краткая презентация «Русского дома» перекликается с актуальным в наши дни признанием авторов редакционной статьи в сборнике «Русский дом» в начале прошлого века: «Мы прежде не придавали никакого особого значения принадлежности своей к русской национальности и культуре и вследствие этого оказались не сплоченными для национальной общественной жизни и разобщенными в своих национально-общественных идеалах и чаяниях.

 Переход на положение меньшинства в государстве обязывает нас с особой чуткостью относиться к сохранению своей национальности и родной культуры и огражде¬нию детей наших от денационализации. Мы должны, таким образом, старательно вершить свое русское дело и особенно внимательно относиться к исполнению своих национальных обязанностей».Эти соображения послужили духовным источником идеи создания «Русского дома» в Таллинне (Ревеле) 22 ноября 1927 года, эти же чаяния актуальны и спустя 80 лет для современного «Русского Дома».

Марина Тэе, директор «Русского Дома» в Таллинне

Рейтинг: 0 Голосов: 0 183 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

МСОО
Организации