Рубрики
Страны и регионы

Олег Осетинский об Эстонии и России и о дочери Полине

1 июня 2010 - Администратор

В Эстонии в очередной раз побывал Олег Осетинский, известный киносценарист, соавтор фильмов «Звезда пленительного счастья», «Михайло Ломоносов» и других. Он считает себя и гениальным музыкальным педагогом. И несчастным человеком – из-за разрыва с дочерью Полиной, из которой, по его убеждению, именно он сделал феноменальную пианистку.

Олег Осетинский также отличается своим, мягко говоря, своеобразным характером. Вот и Полина Осетинская (имя этой девочки-вундеркинда стало широко известно в 1980-е годы) в своей недавней книге «Прощай, грусть»  пишет об отце: «Многие  считают его сумасшедшим, некоторые  – гениальным».  

Осетинский выглядит неважно. Он перенес несколько инфарктов и инсультов, шесть раз, по его словам, был в состоянии клинической смерти. У него пробиты легкие, выбиты зубы... «Конец октября, Чечня, ночь, дорога, мороз, чеченцы...» –так он объяснил причину этих несчастий. Богатая биография у Олега Евгеньевича. В довершение ко всему он очень плохо видит.

При этом в свои 72 года он является отцом четырехлетнего сына – это плод его седьмого брака. От предыдущих у Олега Евгеньевича, кроме Полины, есть еще две дочери.

Не целует мусульманин христианина

Осетинский много раз бывал в Эстонии. У Полины тоже немало воспоминаний связано с Эстонией. В упомянутой книге она в начале первой же главы рассказывает: «Я стою на круглом столике пивной в центре Таллинна... Со стола очень удобно обозревать красоты, мы – на полпути между урбанистическим Таллинном, западного, как нам тогда кажется, толка, и игрушечным, но еще не засахаренно-карамельным Старым городом. Тем более что папа дал мне попробовать тот самый напиток, который пьют все за соседними столиками. Напиток желто-бурого цвета, горько-кислого вкуса, с довольно неприятным запахом и обильной пеной, стекающей по краям кружки. Называется пивом. Я социализируюсь. Мне два года...»

И сейчас, тридцать лет спустя,  Осетинский говорит, что без пива он не может. Он доволен нынешним посещением Эстонии. Был в Хаапсалу, в Пярну, в Тарту. К сожалению, не удалось на этот раз побывать на Хийумаа – волшебном, загадочном острове, как Осетинский  его характеризует. «Когда-то даже хотел там поселиться, но уж очень ветрено, –рассказывает Осетинский. – Знаете, что меня на острове поразило больше всего, когда мы с Полиной бывали там раньше? Свежие цветы на старых немецких могилах».

В Тарту Осетинский    встречался с Пеэтером Волконским, актером,  постановщиком, музыкантом. «Я хочу снять фильм о нем, который назвал бы “Князь-рокер”. – поделился Олег Евгеньевич. – Русский князь и эстонский рокер. Мне ясно видится, как Волконский бродит по Тибету в поисках далай-ламы, как посещает могилу своего отца, композитора Андрея Волконского, похороненного на границе между Италией и Францией... Мы уже сняли с ним большое интервью, хотя Пеэтер и отказывался, а вместо этого приглашал меня на спектакль «Последний поцелуй Пеэтера Волконского». А у меня есть сценарий о том, как встретились двое, которые любили друг друга 30 лет назад, но ни разу не целовались. И вот решили это сделать... Видите, как символично? Разные люди, независимо друг от друга... Я представил себе эту картину – весь мир целуется. Только мусульмане не хотят целовать христиан...»

 

С мусульманами у Осетинского особые отношения. Осенью 2002 года он опубликовал в газете «Известия», где тогда работал, серию статей «Если бы я был бен Ладеном», в которых прямо утверждал, что цель ислама – уничтожение христианства, западной цивилизации. Представители ислама подавали на него в суд, но процесс проиграли.

Гений депрессии

Он говорит, что ему нравится Эстония, ее неяркая природа. Только вот Старый город немного раздражает. «В советское время он казался более живым и загадочным, а сейчас, обтертый и облизанный толпами туристов, уже не тот, какой-то фанерный», –считает гость.

Единственное, что огорчило Осетинского в этот приезд – он не смог посетить могилу своего любимого писателя Мати Унта: «Я бродил по кладбищу и досадовал на своих друзей-эстонцев, ни один из которых не смог мне сказать, где находится могила Унта».

Считая себя гением, Осетинский, надо отдать ему должное, щедро наделяет этим эпитетом и других людей. Среди них – Мати Унт: «Он был гением депрессии и уныния. Гениально передавал картину страшного советского быта, страшной советской безнадежности. Но так, что ты отдаешься этой безнадежности с восторгом и слезами. И оставалось просветление, надежда...»

«Я не в восторге от того, что вы вступаете в еврозону, –неожиданно перескакивает он. – Боюсь, как бы вам не пришлось заплатить слишком большую цену за это. Эстонцы, будьте осторожны! Как бы вам не утратить последние иллюзии».

Союз России и США

В отношении России у Осетинского тоже есть своя позиция. Он выразил ее в статье «Только оккупация спасет Россию»: России нужна не модернизация, объявленная президентом (модернизировать уже нечего и некем), а полномасштабная индустриализация, подобная сталинской в предвоенные годы. Тогда американцы оказали огромную помощь Советскому Союзу, прислав 200 000 своих специалистов, под руководством которых было построено  1500 заводов. Заодно и у себя этим гигантским заказом сгладили последствия Великой депрессии.

Сейчас ситуация аналогичная: у России нет внутренних ресурсов осуществить новую индустриализацию. А в США  – опять кризис. Так что всем на пользу, считает Осетинский, пошло бы осуществление этого проекта, который мог бы стать крупнейшей инновацией XXIвека. Нужен только лидер, который на это решится, новый Сталин, но уже без ГУЛАГа, конечно. Лидер, который убедит нацию отбросить гордыню, прекратить антиамериканскую истерию и создать ССР – Союз США и России.

А что насчет российского кинематографа? Осетинский еще не попрощался с кино, в которое  пришел в юности, потрясенный фильмом «Летят журавли», став самым молодым в СССР киносценаристом.

«Власть и деньги в российском кино узурпировал Михалков, –ответил он. – Вот сейчас он украл у родины 55 миллионов долларов, чтобы снять так называемое “великое кино о великой войне”, а на самом деле омерзительное, позорное кино...»

По собственной методике

«А вот здесь Полина когда-то выступала, –заметил Олег Евгеньевич, проходя мимо башни Кик-ин-де-Кёк. – По этим холмам бегала».

Полина, по словам Осетинского, – главное дело его жизни, хотя отношения между ними давно и безнадежно разорваны: с тех пор как прямо перед гастролями по Америке, обещавшими стать триумфальными, девочка-вундеркинд сбежала от отца.

Он задался целью сделать из нее гениальную пианистку – и добился этого. «Это была девочка с корявыми руками, без музыкального слуха, не любившая музыку, а уже в десять лет она играла Третий концерт Рахманинова и еще десять подобных концертов, могла и в темноте, не глядя на клавиши», –повторяет отец-педагог, музыкального образования не имеющий, на фортепиано не играющий. Секрет, как он утверждает, – в его собственной методике. Суть в том, чтобы максимально мобилизовать возможности ребенка.

Подробности отцовской методики Полина Осетинская описала в вышеупомянутой книге: «Вскоре пришел отец – он водил некую даму в ресторан, после чего она покинула его общество, что привело его в крайнее раздражение. Мрачно плюхнувшись за стол, он потребовал, чтобы я немедленно сыграла Восемнадцатый, терцовый этюд Шопена. Сыграла. Начал ходить по комнате – «Быстрее! Еще быстрее! Еще раз, быстрее!» На четвертый раз у меня заболела рука, и я имела неосторожность об этом сообщить. Он подошел, одним движением сверху донизу разодрал на мне платье. Несколько раз ударив, швырнул головой об батарею в противоположном углу комнаты, протащил по полу и усадил голой за рояль, проорав: «Играй быстрее, сволочь!» Я играла, заливая клавиатуру и себя кровью. В комнате было пять мужчин. Но ни один из них не пошевелился, и двадцать лет это не перестает меня удивлять... Не то чтобы это было для меня внове – последние полгода он часто сажал меня играть перед людьми обнаженной по пояс. Но это был последний раз...»

Олег Евгеньевич книгу, конечно, читал. «Я любил Полину, отдавал ей все, каждое утро дарил цветы, –поведал Осетинский. – Да, один раз дал пощечину. Тогда она и ушла. Но девушка не должна уходить из-за одной пощечины, отцовской! Кстати, Полина, уйдя от меня, заработала около шести миллионов долларов и могла бы поделиться с отцом-учителем».

Осетинский по-прежнему считает себя гениальным музыкальным педагогом. «Если родители видят своих детей музыкантами, пусть обращаются ко мне, я научу, причем бесплатно», –обещает он.

Через несколько минут не то сумасшедший, не то гениальный уроженец Екатеринбурга сел в поезд. Сейчас он живет Америкой, Прагой, Москвой и Евпаторией, где подрастает его маленький сын, новая надежда…

Андрей Бабин,

http://www.dzd.ee

Рейтинг: 0 Голосов: 0 395 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

МСОО
Организации