Рубрики
Страны и регионы

Староверы в Эстонии

12 сентября 2008 - Администратор
Этот краткий исторический справочник, повествующий о бережно сохраненных общинах Эстонии, является первым изданием по истории церковной жизни местного старообрядчества. Помимо богатейшего фактологического материала в книге размещено более 140 уникальных фотографий и иллюстраций. Редкое издание увидело свет благодаря инициативе Союза старообрядческих общин Эстонии и Обществу культуры и развития староверов Эстонии. Книга издана при поддержке фондов "Esti Rultuurkapital", "Eesti Teadusfond", а также в рамках проекта "Староверы Эстонии: самоиндефикация и национальная память в двуязычной среде", финансируемого на основе государственной программы "Эстонский язык и национальная память". Справочник выпущен в Тарту на русском и одновременно на эстонском языках. Небольшой тираж – не более 800 экземпляров сразу же после выхода в свет делает эту книгу раритетным и редким изданием.

"Место и роль старообрядческого населения в истории русской общины Эстонии, как и в истории местной русской культуры, до сих пор остается для широкой общественности белой страницей. Такой же белой страницей во многом является и история русского староверия в Эстонии. В лучшем случае все знания о старообрядчестве сегодня ограничиваются школьной программой по истории церковного раскола, известной на Руси картиной В.Сурикова "Боярыня Морозова" и представлением о географическом положении Причудья. И все же 11 старообрядческих общин, ныне существующих в Эстонии, благодаря диаспоре сумели сохранить свою самобытность и избежать ассимиляции. Разумеется, исторические события последних десятилетий сильно изменили менталитет староверов. Поэтому сегодня уместно рассматривать староверов как этноконфессиональную общность со своей историей, культурными традициями и диалектным языком, - считает председатель Союза старообрядческих общин Эстонии Павел Григорьевич Варунин.

Староверие в Эстонии: этапы большого пути

Исторические источники относят появление первых старообрядцев из России в Северной Эстонии (Эстляндии), близ города Нарвы, к концу XYII века, а в Южной Эстонии (Лифляндии), на землях мызы Ряпина – к началу XYIII века. В 1710 году в окрестностях Ряпина, на реке Выханду старообрядцы федосеевского согласия (федосеевцы) основали монастырь. А в XYIII веке началось строительство староверческих деревянных моленных. В Северной Эстонии староверческое население концентрировалось до середины XIX века в двух основных центрах: на северо-западе – в Ревеле и на северо-востоке – вдоль северного побережья Чудского озера (Олешница), а также в деревнях Черная и Уха близ Нарвы.

Репрессивная правительственная политика, проводимая во время правления Николая I, привела к сокращению количества храмов, а многие наставники, уличенные в критике православия, были отправлены в православные монастыри или высланы в Везенберг (Эстляндию). С начала 40-х годов XIX века правительство стало насаждать единоверие. Правда, после кончины Николая I положение староверов несколько улучшилось, но их моленные по-прежнему являлись полулегальными. Потом стали возводиться новые моленные, а староверческих наставников обязали вести шнуровые метрические книги, которые скреплялись особыми печатями с названиями староверческих общин.

Развитие капитализма наложило свой отпечаток на развитие староверческих общин. Многие из старообрядцев отправились работать на мануфактуры. Начало XX века ознаменовалось принятием важных для старообрядцев законов о свободе вероисповедания и порядке организации старообрядческих общин. С 1907 по 1913 годы было зарегистрировано шесть общин. Строились новые и ремонтировались старые храмы. В 1907 году на острове Пийриссаар православным священником А.Лебедевым был образован отдел Союза русского народа, куда входили не только православные, но и старообрядцы. И все же журнал прибалтийских староверов «Старая Русь», издаваемый в Риге, призывал голосовать верующих за прогрессивные партии на выборах в Государственную Думу в 1912 году.

Новый этап в развитии старообрядчества в Эстонии

Начало I Мировой войны привнесло в налаженный быт староверов много изменений - большинство мужчин были призваны в армию солдатами. После февральской революции встал вопрос об автономии Эстонии. В Петроград была послана делегация с ходатайством об автономии края и выделении Причудья в особую административную единицу в пределах Российской империи – Причудский русский уезд. Но после падения Временного правительства и поражения российской армии на Западном фронте Эстония объявила себя независимой республикой. В феврале 1920 года в Тарту между Эстонией и Советской Россией был заключен мирный договор, по которому Причудье и Печорский край отошли к Эстонии. Это стало началом нового этапа в развитии старообрядчества Эстонии как равноправного национального и конфессионального меньшинства. Старообрядцы получили право участвовать в выборах в парламент. Некоторые старообрядцы входили в состав Русского национального союза и Русскую крестьянскую трудовую партию. За 20 лет состоялось 14 Старообрядческих съездов. В этот период в Эстонии было зарегистрировано 12 общин, в которых насчитывалось более 10000 старообрядцев.

В 30-е годы старообрядчество оказывало большое влияние на русское население Причудья. И все же на старообрядческих съездах с тревогой говорилось о тенденциях к нарушению исконно-русского уклада жизни. В староверческом кружке молодежи, работавшем с 1932 по 1940 годы в Тарту, молодые люди изучали историю старообрядчества и обучались уникальному мастерству - крюковому пению. В этот период строится самая большая в Эстонии моленная в Черном посаде. Но в результате немецкой оккупации многие староверы стали жертвами репрессий, часть семей была вывезена в Германию, а в Причудье создавались кружки воинствующих безбожников. Во время войны сильно пострадали храмы. Перед приходом советских войск, боясь новых репрессий, некоторые староверы бежали на Запад и позже оказались во Франции, Швеции, США и Канаде.

Возрождение из пепла

В послевоенные годы в Причудье моленные были вновь отстроены, но посещали их, как правило, женщины, да старики, поскольку молодежь активно перебиралась в города. Возрождение старообрядчества стало возможным с восстановлением независимости Эстонии в 1991 году. В 1995 году продолжил свою работу Союз старообрядческих общин Эстонии. Была восстановлена 50-метровая колокольня в Рая, началась реставрация уникальных книг из библиотеки Раюшской моленной. В Колькья, Варнья, Муствэе были организованы музеи старообрядческого быта. В школах Причудья детям староверов начали преподавать церковнославянский язык и Закон Божий. Стали устраиваться многолюдные престольные праздники, которые финансировались государственными фондами Эстонии.

Общество помогает староверам

О внимании общества к староверам красноречиво говорят многие факты. В 2000 году в Тартуском университете был проведен международный научный семинар "Русские староверы за рубежом", труды которого вошли в специальный сборник с одноименным названием. Режиссер П.Симма снял документальный фильм об эстонских старообрядцах. Эта картина была показана по телевидению и затем не раз демонстрировалась на многих научно-культурных мероприятиях. В 2003-2004 годах под руководством председателя Общества культуры и развития староверов П.Г.Варунина был осуществлен проект "Исследование культуры русских староверов". Проект финансировался Фондом развития предпринимательства в рамках программы местной инициативы. Результаты этой работы были представлены в сборнике "Очерки по истории и культуре староверов Эстонии" (Тарту, 2004). Эстонский научный фонд выделил средства на проекты по изучению староверия. Все это приятные новости, но многие десятилетия атеистического воспитания и сегодня дают о себе знать. В некоторых храмах нет мужчин-наставников, недостает знатоков знаменитого пения. По сравнению с довоенным временем число старообрядцев уменьшилось вдвое – 5000 вместо 10000 человек. А постепенное превращение Причудья в туристический край способствует бесцеремонному вторжению посторонних людей в традиционную религиозную жизнь староверов. И все же в Эстонии в настоящее время существует 11 старообрядческих общин – Таллиннская (Ревельская), Тартуская (Дерптская, Юрьевская), Муствеэская (Черновская, Черносельская), Раюшская, Кикитовская, Калластерская (Красногорская), Малоколецкая, Колецкая, Казепяэская (Казепельская), Воронейская и Пийриссаарская общины.

За свою историю староверие в Эстонии не раз переживало тяжелейшие кризисные периоды и всегда с честью выходило из них, поэтому есть твердая уверенность в том, что религиозная жизнь в общинах не прервется и традиция староверия в Эстонии не исчезнет никогда.

Елена Еремеева
(в статье использованы материалы из книги "Староверы Эстонии")
Рейтинг: 0 Голосов: 0 317 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

МСОО
Организации